Краска Tikkurila

О сайте

Главная задача данного сайта - это предоставить вам информацию касающуюся концерна Тиккурила, его деятельности и производимой продукции. На данном сайте рассматривается широкий ассортимент продукции, их свойства и области применения, приведены практические рекомендации по приготовлению лакокрасочных материалов, их правильному нанесению на разные поверхности, и их правильному хранению. Здесь же вы можете скачать каталоги цветов как для наружной так и для внутренней окраски, можете посмотреть полезные видео-советы и еще много чего. Данный сайт не является коммерческим и рассчитан на широкий круг читателей.

Продукция Тиккурила



Асфальтовые лаки

В рубриках:Технология производства    6 Ноябрь, 2011    
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка ... Загрузка ...
Распечатать запись


Асфальтовые лаки с давних пор занимают значительное место в лакокрасочной технике. Они дешевы и обладают рядом положительных свойств, благодаря которым получили широкое применение. Асфальтовые лаки придают окрашенному ими предмету блестящий красивый черный цвет и продолжительное время хорошо предохраняют изделия от ржавления и гниения. Защитные пленки на асфальтовых лаках отличаются большой стойкостью к воде, кислотам, щелочам и другим химическим веществам.

Асфальтовые лаки недостаточно стойки к действию прямого солнечного света и быстро при этом разрушаются. Однако прибавление льняного или древесного масла значительно увеличивает светостойкость асфальтовых лаков. Эти лаки широко применяют в электротехнике для изоляции, в автомобилестроении, для окраски бетонных сооружений, стальных труб, находящихся под землей, и других изделий в самых разнообразных отраслях промышленности.

Основной составной частью асфальтовых лаков являются черные, смолы, битумы, известные под названием асфальтов. Встречаются два основных типа этих смол: естественные, или природные продукты-собственно асфальты, и искусственные асфальты, которые часто называют также асфальтами, пеками или гудронами продукты, получаемые в виде остатков при перегонке различных материалов (нефти, каменных углей, торфа, сланца и дерева).

Естественные, или природные асфальты можно подразделить следующим образом:

  • собственно асфальты
  • асфальты или блестящие смолы
  • асфальтовые породы.

Искусственные асфальты (гудроны и пеки) подразделяются на следующие группы:

  • нефтяные остатки (смолы, гудроны)
  • каменоугольные смолы и пеки
  • буроугольные и сланцевые смолы
  • древесная смола и вар
  • стеариновая смола.

Собственно асфальты залегают на поверхности земли; они содержат большое количество минеральных примесей (до 60%), которые удаляются специальной обработкой.

Асфальты или блестящие смолы добывают горной разработкой содержание минеральных веществ в них ничтожно, они состоят в основном из чистого битума и отличаются высоким блеском и твердостью. Наиболее известны из них печорский асфальт, сирийский асфальт и гильсонит. Асфальтовые породы представляют собой минеральную основу (известняк, песчаник), пропитанную битумом (7-20%).

Химический состав асфальтов сложен. Асфальты совершенно не растворимы в воде и в слабых кислотах, почти не растворимы в щелочах, частично растворимы в спирте и в бензине, хорошо растворимы в бензоле, толуоле и в сольвент-нафте. Раствор асфальта при нанесении на какую-либо поверхность оставляет на поверхности после испарения растворителя блестящую пленку. Пленки асфальтовых лаков хорошо защищают поверхность от действия воздуха, газов, воды.

Состав асфальтов колеблется и даже один и тот же сорт может давать различные по качеству пленки. Поэтому нужно анализировать каждую партию асфальта и проверять качество полученной пленки.

При этом следует обращать особое внимание на характер розлива асфальтового лака (раствор), на наличие углистых точек, твердость, цвет и блеск. Необходимо проверить, хорошо ли растворяется асфальт в применяемом растворителе и не выпадает ли при стоянии часть асфальта из раствора. В случае плохой растворимости асфальтов в нефтяных растворителях следует применять нефтяные растворители в смеси с ароматическими.

В асфальтах определяют твердость методами «кольца и шара» или Кремер-Сарнова, содержание золы и присутствие свободных минеральных кислот. Последнее особенно важно для нефтяных гудронов. Для этого берут 15-20 г испытуемого асфальта и кипятят в течение 30 мин. в 200 мл воды. Реакция воды должна быть нейтральной: лакмусовая бумажка не должна менять цвет.

Асфальты плохо соединяются с растительными маслами, а многие сорта асфальтов совсем не соединяются. Для достижения хорошей совместимости асфальта с маслом обычно соблюдают определенное соотношение между ними, а именно 1 или 2 ч. асфальта на 1 ч. масла. Увеличение количества масла до 2 ч. на 1 ч. асфальта часто вызывает образование осадков. Введение различных смол (канифоли, эфира канифоли, резинатов и др.) позволяет применить большее количество масла. Большинство асфальтов не совмещаются с полимеризованными маслами.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ АСФАЛЬТЫ

Печорский асфальт добывается на Ижме (приток реки Печоры). Породу обогащают на месте обработкой растворами поваренной соли. В продажу печорский асфальт поступает в виде черного порошка или сплавленных кусков; его температура размягчения, по Кремер-Сарнову, 107-145°; содержание золы 1-5%. Он хорошо растворяется в сольвент-нафте, скипидаре; не растворяется в уайт-спирите, не содержащем ароматических углеводородов. С льняным маслом совмещается хорошо только при соотношении между маслом и асфальтом 1:1; при избытке масла из раствора выпадает осадок. С полимеризованным маслом соединяется хуже; предельное соотношение: на 2 ч. асфальта 1 ч. масла. С канифолью со­единяется хорошо в любых соотношениях.

Садкинский асфальт добывается близ деревни Садки (Чкаловская область). Свойства этого асфальта различны для пластов разных глубин. Поэтому перед пуском в производство его следует тщательно проанализировать и рассортировать. Температура размягчения садкинского асфальта колеблется от 144 до 216°. Верхние пласты имеют более высокую температуру размягчения, но в то же время обладают худшей растворимостью. Эти асфальты хорошо растворяются в бензоле, дихлорэтане, скипидаре и частично в уайт-спирите. С маслом соединяются только в соотношении: 1 ч. масла на 2-3 ч. асфальта. Добавление к этим асфальтам канифоли или резинатов улучшает растворимость их в скипидаре и уайт-спи­рите и увеличивает совместимость их с маслом.

Апшеронские асфальты добываются в районах г. Баку и станций Закавказской железной дороги. Представляют собой асфальтовые породы, содержащие до 35% битума. Большой интерес представляют:

  1. Аджикабульское месторождение. Эти асфальты имеют температуру размягчения 100-130°, хорошо растворимы в органических растворителях и дают блестящие пленки.
  2. Апшеронские месторождения представляют собой твердые, хрупкие, блестящие в изломе битумы с температурой размягчения 100-150°, хорошо растворимы в обычных лаковых растворителях. Они соединяются с маслом и канифолью.
  3. Месторождение Киркишлак около ст. Хурцелах. Этот асфальт близок по качеству к американскому гильсониту; его температура размягчения 120-130°; он хорошо растворяется в растворителях и соединяется с маслом. Пригоден для ответственных лаков.

Сирийский асфальт асфальт наиболее высокого качества, добывается на берегах и со днаМертвого моря в Сирии. Он отличается высокой чистотой. В продаже встречается в виде больших кусков черного цвета со своеобразным запахом; хрупок, почти не содержит золы; температура размягчения около 140°.

Гильсонит американский асфальт, имеет широкое применение в лаковой технике; по внешнему виду он представляет собой смолу черного цвета с температурой размягчения около 120°. При плавлении гильсонит пучится, частично разлагаясь; при температуре около 300° переходит в жидкое состояние. Он хорошо смешивается с маслом и из растворов не выпадает.

ИСКУССТВЕННЫЕ АСФАЛЬТЫ

Нефтяные асфальты бывают двух типов:

  1. Нефтяной гудрон, получаемый после перегонки различных нефтепродуктов.
  2. Кислый гудрон, получаемый при очистке нефтяных продуктов серной кислотой.

По химическому составу и свойствам нефтяные асфальты близки к природным, но уступают им по твердости. Продувание нефтяного асфальта воздухом и сплавление с серой увеличивают твердость. Нефтяной гудрон, полученный в результате отгонки нефтяных масел, называется «остаточным», гудрон, подвергнутый дополнительной продувке воздухом для окисления остатков смазочных масел, называется «продувочным».

Грозненский и Краснодарский нефтяные гудроны (получаются в результате перегонки нефтепродуктов) представляют собой твердые блестящие битумы с температурой размягчения, по Кремер-Сарнову, 90-110°, хорошо растворимые в скипидаре, уайт-спирите, сольвент-нафте и совмещающиеся с маслом. Пленки лаков на искусственных асфальтах мягки и слегка сальны. Обычно для приготовления лаков эти асфальты сплавляют с естественным битумом, эфиром канифоли и другими смолами.

Кислые гудроны получаются следующим образом. При очистке различных продуктов перегонки нефти серной кислотой образуется кислая смола, которую нейтрализуют известью или содой и промывают, после чего отгоняют вещества с температурой кипения ниже 200°. Оставшуюся массу продувают воздухом, при этом получается хрупкая, хорошо растворимая смола. Эти гудроны отличаются от дестилляционных нефтяных гудронов большим содержанием золы, состоящей главным образом из гипса. Они также находят большое применение в лаковой промышленности. Кислые гудроны необходимо проверять на содержание минеральных кислот.

Каменноугольный пек представляет собой остаток от перегонки каменноугольного дегтя. Лучшими растворителями каменноугольных пеков являются анилин и пиридин, затем сероуглерод, хлороформ, ксилол и бензол; частично они растворяются в бензине и скипидаре; с растительными маслами пеки не совмещаются. При растворении пека в сольвент-нафте или в легком каменноугольном масле (тяжелый бензол) получается лак хорошего качества, который высыхает в течение 0,5-1 час.

Буроугольный пек получается в виде черной смолы при перегонке дегтя бурого угля. Он плавится при 86°, хорошо растворяется в бензоле и скипидаре. Растворы его применяются в качестве дешевых лаков.

Стеариновый гудрон (пек) получается в остатке от перегонки жирных кислот; т. пл. 60-110°. Этот гудрон содержит 5-10% свободных жирных кислот; кислотное число его 15-30; число омыления 40-110; он хорошо растворяется в ароматических углеводородах, скипидаре и бензине. Стеариновый гудрон применяется для приготовления черных печных и изоляционных лаков.

Похожие публикации: