Краска Tikkurila

О сайте

Главная задача данного сайта - это предоставить вам информацию касающуюся концерна Тиккурила, его деятельности и производимой продукции. На данном сайте рассматривается широкий ассортимент продукции, их свойства и области применения, приведены практические рекомендации по приготовлению лакокрасочных материалов, их правильному нанесению на разные поверхности, и их правильному хранению. Здесь же вы можете скачать каталоги цветов как для наружной так и для внутренней окраски, можете посмотреть полезные видео-советы и еще много чего. Данный сайт не является коммерческим и рассчитан на широкий круг читателей.

Продукция Тиккурила



Смоляные и спиртовые лаки

В рубриках:Технология производства    14 Ноябрь, 2011    
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, средний: 5,00 из 5)
Загрузка ... Загрузка ...
Распечатать запись


Смоляные лаки, так же как и нитроцеллюлозные, относятся к группе так называемых летучих лаков. Они состоят из смолы, растворенной в летучем растворителе. Пленкообразователем в этих лаках обычно является твердая смола, которая после улетучивания растворителя образует ровную, блестящую или матовую пленку. Процесс высыхания смоляных лаков оканчивается после полного улетучивания растворителя. Так как в большинстве случаев смолы образуют хрупкую пленку, трескающуюся при колебаниях тем­пературы, ударах и сотрясениях, то для придания им эластичности в смоляной лак прибавляют различные пластификаторы.

Прежде смоляные лаки или так называемые спиртовые лаки готовили главным образом на естественных смолах (шеллак, копалы, канифоль) и в качестве растворителя применяли этиловый спирт. В настоящее время ассортимент смоляных лаков в связи с многочисленными типами новых искусственных (синтетических) смол чрезвычайно разнообразен.

Смоляные лаки разделяются на группы в зависимости от смол и растворителей, на которых они приготовлены.

Важнейшими и имеющими более или менее широкое применение в лаковой технике являются следующие группы смоляных лаков:

  1. Спиртовые лаки: а) Лаки на основе естественных смол (шеллак, копал и другие смолы), б) Лаки на основефеноло-альдегидных смол (бакелит, идитол).
  2. Лаки на основе поливиниловых смол (перхлорвиниловые, винил ацетатные).
  3. Лаки на полиакриловых и полистироловых смолах.

Схема производства большинства смоляных лаков проста и почти не отличается от схемы производства нитролаков.

Процесс изготовления смоляных лаков заключается в следующем:

В герметически закрытый мешатель (иногда подогреваемый) заливают растворитель, пускают мешалку и постепенно через люк загружают необходимое количество мелко раздробленной смолы. Размешивание ведут до тех пор, пока взятая проба не покажет, что смола полностью растворилась. Раствор смолы или перекачивают в отстойник или пропускают через фильтрпресс или центрифугу.

После очистки раствор перекачивают в отстойный бак, в котором после проверки качества производится постановка на тип. Небольшие количества смоляных лаков готовят в шаровых барабанах. Растворители и пластификаторы прибавляют по рецептам, установленным для данной смолы.

Производство смоляных лаков считается огне- и взрывоопасным, так как в нем применяют растворители и разбавители, пары которых в смеси с кислородом воздуха образуют взрывчатые смеси. Оно является также вредным для здоровья работающих, особенно если учесть, что для многих смол в качестве растворителей применяют хлорированные углеводороды.

СПИРТОВЫЕ ЛАКИ

В этих лаках растворителем является этиловый спирт. Спиртовые лаки имели очень широкое применение для отделки мебели, различного рода деревянных и металлических изделий, кожи, бумаги, стекла и музыкальных инструментов. В настоящее время, с развитием производства нитролаков, потребление спиртовых лаков непрерывно сокращается. Основными смолами, применяемыми для производства спиртовых лаков высокого качества, были шеллак, сандарак, гуммилак, акароиды и другие естественные смолы. Эти смолы ввозятся из-за границы (импортные).

На таких смолах, как шеллак и гуммилак, получаются наиболее высококачественные лаки для отделки дерева и металла. В качестве заменителя этих смол применяют спирторастворимую искусственную феноло-альдегидную смолу «идитол». Однако эта смола не дает лака, полностью заменяющего шеллачный. Пленка лака, изготовленного на идитоле, менее тверда, чем шеллачная; от влаги она разрушается быстрее, плохо полируется; пленки этого лака темнеют на свету.

Спиртовые лаки разделяются по содержанию смолы на собственно лаки (содержание смолы не менее 30%) и политуры (содержание смолы от 10% и не более 25%). По характеру взятых смол они разделяются на шеллачные, сандарачные, идитольные и др. Главное назначение их-лакировка дерева. Для пористых пород дерева применяют главным образом шеллачный мутный лак, не отфильтрованный от воска, так как воск хорошо заклеивает поры дерева. Крепость спирта для приготовления шеллачных лаков должна быть не менее 90-95% и для политур 80-90%. Применение спирта с меньшей крепостью для изготовления политур ослабляет их растворяющее действие при нанесении на лакированную поверхность.

Спиртовые лаки готовятся растворением смол в этиловом спирте при 15-17°. В мешателях для изготовления шеллачных лаков не должно быть открытых железных частей, потому что шеллак при соприкосновении с железом образует соединения, делающие лак грязным, почти черным. Время растворения зависит от содержания смолы в растворе: шеллачный лак готовится в течение 7-9 час., политура в течение 3-5 час.

Густые копаловые или сандарачные (литографские) лаки готовятся в течение 24-40 час. Подогревание до 35-45° ускоряет растворение смолы. Чтобы избежать приготовления очень многих сортов лаков, изготовляют только несколько основных растворов смол и требуемые сорта лаков готовят смешением этих растворов.

Основные растворы смол:

  1. Раствор спирторастворимого копала: 60 кг спирторастворимого копала и 75-90 кг 93-95%-ного этилового спирта.
  2. Раствор гуммилака: 40 кг гуммилака и 65 кг 93-95%-ного спирта.
  3. Раствор канифоли: 60 кг канифоли и 60 кг 90-95%-ного спирта.
  4. Раствор берестовой смолы: 35-40 кг берестовой смолы и 60-65 кг 93-95%-ного спирта.
  5. Раствор сандарака: 60 кг сандарака, 100 кг 92-95%-ного спирта.
  6. Раствор шеллака: 45 кг листового шеллака и 90 кг 92-95%- ного спирта.
  7. Раствор идитола: 30-40 кг идитола и 60-65 кг 92-95%- ного спирта.

Эти растворы смешивают в различных пропорциях, в зависимости от рецептуры. Растворы копалов и сандарака идут на приготовление лаков для музыкальных инструментов и для литографских лаков. Основные требования, предъявляемые к литографским лакам, сводятся к тому, чтобы они не впитывались в бумагу и давали блестящую, красивую поверхность. Лак шеллачный мутный не фильтруется, а пропускается сквозь редкую медную сетку для удаления механических примесей.

ПЕРХЛОРВИНИЛОВЫЕ ЛАКИ

В последнее вре в промышленность начали широко внедряться летучие лаки на основе перхлорвиниловых смол. Эти лаки применяются как для внутренних, так и для наружных работ. Пленки их устойчивы к действию воды и различных химических соединений (кислоты, щелочи, растворы солей, газы). Помимо высокой хим-, водо- и атмосферостойкости, пленки перхлорвиниловых лаков отличаются негорючестью.

Для изготовления перхлорвиниловых лаков в герметически закрытый мешатель, снабженный паровой рубашкой, заливают растворитель (бутилацетат, этилацетат, ацетон, дихлорэтан, толуол или ксилол), нагревают паром до 50-60°, засыпают перхлорвини- ловую смолу и хорошо размешивают до полного растворения смолы (обычно в течение часа). После этого в рубашку мешателя пускают холодную воду, раствор охлаждают до 20-25°, добавляют пластификатор и смолы и снова размешивают. Смолы добавляют для улучшения прилипания. В качестве смол применяются главным образом глифталевые, модифицированные жирными кислотами растительных масел. Полученный лак перекачивают в бак для отстаивания (6-10 час.).

Перхлорвиниловые лаки приготовляют как из сухих смол, так и из хлорбензольных концентратов. Лаки, приготовленные на концентратах, нельзя рекомендовать для покрасок по металлу, так как концентраты почти всегда содержат следы соляной кислоты.

Похожие публикации: